Thursday, March 31, 2011

Концерт Николая Петрова и Эри Класа в Таллинне (Или Чайковский форева!)

Да! У меня опять новости культуры. Только что приехала  с концерта выдающегося пианиста Николая Петрова и  оркестра под руководством Эри Класа. Впечатлений море, постараюсь адекватно изложить=)

Мероприятие проходило в  концертном зале "Эстония", в программе было  3 произведения - "Isola" Себастьяна Фагерлунда (программа говорит, что он современный финский композитор), концерт для фортепиано номер 3 Бетховена и симфония номер 4 Чайковского.

Скажу сразу, хоть я предварительно и накрасила брови (а это важный факт!), одела платье и каблуки, на фоне остальной публики я не чувствовала себя гламурно. Мужчины в основном были в костюмах, но дамы... Пестрели и переливались. Не все, конечно, многие были одеты со вкусом, но любительницы стразиков, меха и перьев (всех возрастов и телосложений) постарались не скрывать своих наклонностей и предстать во всей красе. У одной девушки на груди был розовый искусственный цветок размером с мою голову..

Но все это мелочи. Все уселись. Новомодные канделябры погасли, потом загорелись вновь, вышли музыканты ( 4 ряда скрипачей и 4 ряда контрабасистов! Не знаю сколько духовых и прочих за ними, они были за струнными) и полилась "Изола"... Нууу... что я могу сказать... Оркестр был хорош, дирижер, вопреки своему возрасту был очень бодр  и подвижен. Музыка была стремительной и  по телу моему бежали мурашки. Но вот мелодию  я как-то так и не уловила. Плюс некоторые моменты были для меня слишком уж оригинальны, например, игра на триугольничке как раз в разгар эмоционального накала была по звуку ну один  в один - сигнал пожарной безопасности. Я оглядывалась, улыбаясь, вокруг, но все были очень серьезны.

Потом мама сказала мне, что перед нами сидит русский посол и  после этого  я пару минут только и  думала, вот было бы забавно  в один из кулиминационных моментов пощекотать его! Конечно, я слишком хорошо воспитана, чтобы сделать такое... но, похоже, недостаточно хорошо, чтобы не думать об этом...



Николай Петров
Но вот "Изола" закончилась,  в центр сцены выкатили большой рояль и вышел ОН. Николай Петров. Он сел за инструмент и оркестр заиграл приятную мелодию... Потом минут пять-десять он дразнил зрителей: подносил руки  к роялю, но потом делал изящное па руками,  в такт музыке и так много раз. Он слушал оркестр, кивал, поправлял скамеечку, а   я думала, НУ НАЖМИ УЖЕ НА ЭТИ КЛАВИШИ!!! Хоть одним пальцем! И он нажал... Ох, про технику  я вообще молчу. Эта скорость, эта четкость, эта легкость... А как он чувствовал мелодию! То держал весь зал  в напряжении играя всего лишь двумя пальчиками, то разливался, как волна, от первой до последней клавиши. Я поймала себя на том, что почти не дышу, в страхе что-то пропустить.  Это продолжалось достаточно долго,  и  я витала в облаках где-то между измерениями (соседка слева может клеветать, что я начала засыпать, но это я так витала между измерениями!)... Потом, когда прозвучали финальные аккорды, я вернулась  в этот мир и в образовавшейся тишине пару раз похлопала (не единственная, конечно). Оказалось, о позор, что это был парусекундный перерыв между частями и хлопать не надо было. Ну да ладно. Потом последовала вторая часть концерта Бетховена и  я повитала в облаках еще немного.

Эри Клас
Затем был перерыв и настал черед Чайковского, которого я ждала  с особым замиранием сердца. Николай Петров покинул сцену и Эри Клас смог переключить все внимание на себя. И он был шикарен! (Клас, оркестр, Чайковский) Я была очень удивлена дома, узнав из гугла, что Класу уже за 70, настолько прекрасно работала его голова, руки и даже ноги (иногда он даже пританцовывал) сегодня вечером. Оркестр показал все, на что способен - музыканты на струнных то резко поднимали смычки, как знамена  в строю солдат, то начинали синхронно пилить свои скрипки, то бросали смычки на пол  и обходились без них, нежно пощипывая свои инструменты. Пиано переходило в фортиссимо (один раз у меня сердце чуть не разорвалось, я прямо подпрыгнула на месте). Музыка же была, как сама жизнь, то грустная, унылая, даже обреченная, то игривая  и веселая. Чего стОяли одни многочисленные вариации на тему "Во поле березка стояла"... Ох уж этот Чайковский!

Что и говорить, овации были долгими,  а еще, берем на заметку, если очень нравится, то хлопаем руками и топаем ногами, так теперь принято похоже. После всех этих рукоплесканий я чувствовала в ладонях свой пульс, но, как, наверно, заметно, мне ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ!


2 comments:

  1. Мне тоже посчастливилось быть на этом концерте,эмоции схожи.Оба маэстро - гениальны.Гениальна музыка Бетховена и Чайковского.Мне непонятна добавка в этот более чем самодостаточный квартет произведения господина Фагерлунда.Это что - разогрев публики?По-моему,очень неудачный.Многие слушали ,пребывая в недоумении и с облегчением вздохнули,когда полилась МЕЛОДИЯ Бетховена.Я против включения в концерты классической музыки нетленок современных дарований!
    Наталия

    ReplyDelete
  2. Именно!
    Если бы нам хотелось чего-нибудь современного и эдакого, мы бы и пошли на концерт Фагерлунда, а не Николая Петрова и Эри Класа. С другой стороны, может, такие концерты залов не собирают? Вот и приходится "разбавлять" другие концерты=)

    ReplyDelete